В России 80% предприятий не имеют собственных железнодорожных подъездных путей, что делает автоперевозки незаменимыми. Объем перевозок наливных грузов автомобильным транспортом в РФ составляет порядка 10% от объема всех автомобильных перевозок, 90% автопарка для перевозки жидкого груза имеет грузоподъемность выше 5 т, из них — 60% относятся к большегрузам с полной массой свыше 12 т.
Что такое наливной груз и как его перевозят
К категории наливных грузов относятся грузы, не имеющие тарной упаковки (бочки, канистры и т.п.). Жидкость закачивается в специальные емкости (цистерны), которые имеют соответствующее оборудование (заливные и сливные горловины с вентилями, насосы, герметизирующие крышки с клапанами и т.д.). По типу установки цистерны на транспортном средстве (тягаче) различают:
- Цистерны на раме грузового автомобиля (до 3…5 т);
- Цистерны на оборудованном прицепе (до 7 т);
- Цистерны на полуприцепе (до 12 т).
В отдельную категорию выделяется специализированный транспорт — контейнеровозы для перевозки нефтепродуктов, продуктов химической промышленности и сжиженных газов, которые перевозят танк-контейнеры.
Танк-контейнер представляет собой цистерну, вписанную в размеры и несущую конструкцию 20-ти, 40 или 45-ти футового морского контейнера грузоподъемностью до 40 т.
Агрегатное состояние груза (жидкость с разной степенью испаряемости и/или вязкости), большая масса которого и степень агрессивности (опасности) воздействия на экологию в ходе транспортировки или аварии, позволяют относить весь наливной автотранспорт в категорию специализированных транспортных средств. За редким исключением, все жидкие грузы можно отнести к категории не ниже «Повышенной опасности», т.к. экологическое воздействие большого количества сравнительно безвредной жидкости может вызывать серьезные последствия.
Опасные наливные грузы разделяются по типу воздействия на экологию в ходе транспортировки или аварийной ситуации:
- Легковоспламеняющиеся жидкости и жидкости, пары которых создают взрывоопасные смеси;
- Едкие и ядовитые жидкости;
- Сжиженные газы, которые можно отнести к пожароопасным и/или едким (ядовитым) жидкостям.
По данным сайта www.wtransports.com наливные опасные грузы подлежат перевозке на специальных автотранспортных средствах, которые должны иметь:
- соответствующую окраску емкостей;
- надписи, цвет и содержание которых информирует о содержании цистерны.
Особенности транспортировки наливного груза
Жидкое агрегатное состояние груза определяет несколько факторов, которые необходимо учитывать при транспортировке:
- Скорость испарения жидкости определяет систему термоизоляции транспортной емкости, схемы загрузки-выгрузки и защиты от избыточного давления. Жидкости с низкой температурой испарения предварительно охлаждают и перевозят в термосах;
- Жидкость, при смене направления движения или скорости, ведет себя не как твердое тело;
- Свободный объем, который необходим для компенсации теплового расширения жидкости, позволяет жидкости совершать затухающие колебания. В условиях разового воздействия на неподвижную цистерну эти колебания не оказывают существенного воздействия, но в динамике дорожного движения перемещение свободных больших масс изменяет динамику торможения-разгона и смещает центры масс автомобиля;
- Цистерны заполняют не менее чем на 80% объема, чтобы не допускать формирования широко амплитудных колебаний, но не более 95% для обеспечения возможности теплового объемного расширения жидкости; Большое значение для пороговых величин наполнения (min-max) имеет вязкость, коэффициент объемного расширения жидкости и плотность (сжимаемость) паров.
Особенности транспортировки наливных грузов определили ряд организационно-правовых требований к транспортным средствам (емкостям), водителям и организаторам перевозок:
- Конструкция и материал емкости должны соответствовать категории опасности перевозимой жидкости. Основные требования:
- прочность и герметичность основной конструкции и вспомогательных узлов и элементов;
- коррозионная и химическая стойкость используемых металлов и материалов;
- полнота комплектации защитным и противопожарным оборудованием.
- К работе допускаются водители с категориями С…С1Е, имеющим стаж работы не менее 3-х лет и свидетельство об окончании спецкурса. Автомобиль должен быть оснащен системой контроля труда и отдыха.
Компания-перевозчик несет полную ответственность за организацию и ход перевозки наливного груза. При категории груза — опасный или повышенной опасности проверяется и оформляется соответствующая документация: инструктаж водителя, паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93 и другие документы, предусмотренные Правилами перевозки грузов (ДОПОГ) для различных категорий и условий перевозки.
Организация и проведение транспортировки наливных грузов — серьезная транспортно-логистическая операция, требующая профессионального подхода на всех стадиях ее проведения: от планирования до непосредственного исполнения.
© Avtomancar.ru
Читайте также:
- В каких случаях понадобится аренда прицепа для авто?
- Что под капотом Hino 500
- Где на российском рынке можно найти качественные автостекла для грузовой техники?
- Сервис транспортных компаний – от перевозок до хранения грузов
- Как не переплачивать за страховку авто: экономим на ОСАГО
- Как выбрать сервис для замены автостекол: ключевые советы и критерии
- 10 фактов о пользе шумоизоляции для автомобиля
- Нужно ли отопление в гараже зимой: за и против
- Как пробег влияет на выбор подержанного автомобиля: мифы и реальность
Сотрудничаем уже не один год с нижегородской ТК 1-я Транспортная. Они занимаются перевозками грузов по России, в/из СНГ/Европу. Работой мы очень довольны, т. к. доставляют груз всегда вовремя, в целости и сохранности, цены адекватные.