По данным аналитического агентства «Автостат», продажи подержанных авто падают вслед за продажами новых. Так, в апреле россияне купили 412 тысяч авто с пробегом, что почти на 30% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. За первые четыре месяца ситуация выглядит чуть лучше: спад составил 22,7%.
Рейтинг популярности подержанных авто
Какие бренды лучше всего «уходят» на вторичном рынке? Традиционно лидируют подержанные автомобили ВАЗ Lada, в рейтинге топ-25 на рынке second hand они занимают больше половины (13 позиций). Всего в апреле было продано 133,8 тысячи авто этой марки. Первое место по количеству проданных экземпляров занимает модель Lada 2107. Но и ее продажи упали более чем на 35% к апрелю 2014 года. Остальные популярные на вторичном рынке модели «АвтоВАЗа» потеряли более 25%, исключение составил лишь внедорожник Lada 4х4 (бывшая «Нива»). Его продажи снизились всего на 19,6%.
Из иномарок самой популярной остается Toyota. В апреле было продано 43 тысячи авто этой марки (спад на 34,3%). «Бронза» досталась Nissan c падением продаж на 31,2%, было реализовано 20,2 тысячи единиц. Далее в рейтинге идут Chevrolet, Ford, Hyundai, Volkswagen, Mitsubishi и Renault.
Традиционно самым популярным кузовом на вторичном рынке является седан. На его долю приходится почти половина всех продаж. Вдвое меньшим спросом пользуется кузов хэтчбек (23,7%). Внедорожники и кроссоверы составляют 18,6% рынка, но продолжают набирать популярность. Меньшим спросом пользуются универсалы (доля продаж 5,8%), минивэны и компактвэны (3,8%). Менее 1% рынка занимают пикапы, кабриолеты, купе и родстеры. Но спрос на них невелик и на рынке новых автомобилей. Как правило, это штучный товар, который заказывают через официальных дилеров или посредников специально «под себя».
Ни одна из моделей, входящих в топ-25 популярных подержанных авто, не продемонстрировала в апреле положительной динамики. В целом менее серьезный спад продаж у немецких марок (до 20%). Это вполне объяснимо. Немецкие авто имеют у россиян хорошую репутацию и всегда находят своего покупателя. Многие предпочтут «немца» постарше более новому «японцу» или «корейцу«.
Для сравнения, спад продаж новых автомобилей в апреле составил 41,5%, а по итогам первых четырех месяцев – 37,7%. Объем продаж в апреле составил 132,4 тысячи авто, что стало самой низкой точкой за всю десятилетнюю историю статистики Ассоциации европейского бизнеса. Даже в кризисном 2009 году результат был немного лучше – 136 тысяч авто.
Снижение продаж подержанных авто сохранится
Данные статистики свидетельствуют об очевидном – граждане не только не спешат приобретать новые авто, но и придерживают подержанные или вовсе отказываются от запланированной покупки. Не стоит забывать и о взрывном росте продаж в конце 2014 года, когда резко рухнул курс рубля. Многие из тех, кто копил на машину, имея в планах совершить покупку в 2015 году, сделали это раньше, испугавшись валютных пертурбаций. Другие решили отложить приобретение до лучших времен экономической стабильности.
По словам замдиректора агентства «Автостат» Сергея Удалова, рынок подержанных автомобилей связан с новым и подвержен тем же тенденциям. Те, кто покупают новую машину, продают старую, соответственно, те, кто решили отложить покупку, не спешат избавляться от нынешнего авто. Спад продаж в одном месте закономерно приводит к спаду в другом.
Но в целом рынок подержанных авто выше по объемам, за счет чего более стабилен, инерционен и в меньшей степени подвержен колебаниям. Вспомним кризис 2009 года – тогда спад продаж новых машин достигал 50%, а в сегменте подержанных не превышал 20% по итогам года. Сейчас этот рынок в большей степени состоит из почти новых машин, поэтому его реакция на кризис приближается к тому, что происходит на рынке новинок.
По итогам года наблюдающееся сейчас 30-процентное снижение продаж подержанных авто сохранится, уверен Удалов. Продажи новых автомобилей снизятся на 40-50%. Впрочем, относительные показатели месяц к месяцу могут улучшиться осенью, поскольку по осени 2014 года уже наблюдался спад. Улучшения же абсолютных показателей продаж в этом году ждать не стоит – оно целиком привязано к ситуации в экономике и отстает от нее на несколько месяцев. Как только доходы населения начнут расти, появится стабильность, люди вновь поспешат в салоны и на авторынки. Тогда на руку рынку может сыграть фактор отложенного спроса, как это было после предыдущего кризиса.
Читайте также:
- Peel P50 — самый маленький автомобиль в мире (фото)
- Как взять кредит наличными на авто?
- Правильный прогрев двигателя продлит жизнь вашему авто
- Установка автозвука в автомобиле
- Thor-Harbinger RV: Новый шаг в будущее гибридных автодомов
- Какие китайские машины не гниют?
- Самые востребованные услуги автосервисов в 2024 году
- Топ-10 новейших технологий в автомобильной индустрии 2024 года
- Будущее VIN-кодов: как новые технологии изменят идентификацию автомобилей