Являются ли мотоциклы Ural копиями BMW?

Большинство современных мотоциклистов, далёких от истории или приключенческих поездок, могут даже не знать о существовании Урала. Однако для любителей ретро, владельцев мотоциклов с коляской и тех, кто увлекается историей, бренд Урал хорошо известен. Модель Ural Gear Up даже входит в топ-16 лучших мотоциклов в ретро-стиле на современном рынке. Компания существует уже более 75 лет, и если вы не являетесь настоящим фанатом, то, скорее всего, даже не задумывались бы о том, копируют ли мотоциклы Ural немецкие BMW.

На первый взгляд вопрос кажется простым, но ответ на него более многослойный, как луковица. Давайте разберёмся и окунёмся в историю, которая начинается с момента, когда Гитлер вторгся в Польшу в сентябре 1939 года. В результате блицкрига, начавшего Вторую мировую войну, Советский Союз быстро осознал необходимость в лёгком и манёвренном транспортном средстве, способном преодолевать разрушенные дороги и пересечённые ландшафты Восточного фронта.

Как началась история Ural

По официальной версии Ural, Наркомат обороны СССР решил, что мотоцикл с коляской идеально подойдёт для нужд Красной Армии. Иронично, что уже существовала модель, идеально подходящая для этих целей — BMW R71, которая позже стала предшественником легендарного R75. В условиях острого дефицита времени советские инженеры не стали тратить его на создание собственного мотоцикла с нуля, а вместо этого тайно приобрели пять мотоциклов BMW через нейтральную Швецию. Такова одна из версий истории. Однако существует и другая версия, не такая захватывающая, но более правдоподобная с геополитической точки зрения.

«Держи друзей близко, а врагов ещё ближе»

За несколько дней до начала мировой войны Гитлер и Сталин подписали пакт о ненападении, гарантировавший, что ни одна из сторон не нападёт на другую. Также было установлено, что между странами будет поддерживаться линия связи для урегулирования возможных конфликтов.

С учётом этого соглашения вполне вероятно, что СССР мог просто приобрести мотоциклы BMW напрямую, без всяких секретных операций. Но согласитесь, это делает историю куда менее драматичной. Однако Сталин прекрасно понимал, что союз с Гитлером может в любой момент разрушиться, и СССР должен быть готов к тому, чтобы самостоятельно производить технику и запчасти.

Как бы там ни было, получив мотоциклы, советские инженеры разобрали их до последнего болта и начали обратную разработку, создав свои формы и штампы. Первый военный мотоцикл с коляской Ural M-72 сошёл с конвейера в августе 1941 года.

Интересно, что один из оригинальных мотоциклов BMW R71 долгое время выставлялся в музее на заводе Ural в Ирбите. 

Копия или вдохновение?

Так являются ли мотоциклы Ural копиями BMW? По версии самой компании, если считать, что все мотоциклы с оппозитным двигателем — это копии, то да. Но Ural напоминает, что во время войны Harley-Davidson также заимствовала у BMW двигатель и боксерную схему для своего XA. Сравнивать современные мотоциклы Ural с BMW столь же некорректно, как сравнивать ракеты SpaceX с ракетами V-2 времён Второй мировой войны.

Хотя мотоциклы Ural действительно «произошли» от модели M-72, которая была копией BMW R71, сегодняшние модели настолько изменились и усовершенствовались, что с теми старинными мотоциклами их просто нельзя сравнивать. Хотя визуально коляска Ural всё ещё напоминает классическую форму R71.

Современные мотоциклы, выпускаемые заводом Ural в Казахстане, оснащены самыми передовыми технологиями. От топливной системы с инжектором до усовершенствованной подвески и полного привода — это уже совершенно другие машины, хоть и сохранили в себе частичку той самой легендарной истории.

Как говорится, «подражание — это высшая форма лести». В данном случае можно сказать, что Ural не просто копирует, а развивает идеи своих немецких «предков», создавая мотоциклы, которые отвечают запросам современных мотоциклистов.


Читайте также:

Добавить комментарий