Музей автомобилей Мерседес

Невероятно большие эмоции дарит посещение 9-этажной сокровищницы Mercedes-Benz в Штутгарте. Говорить о музее наследия Карла Бенца — это почти, как в известном афоризме, — танцевать об архитектуре. Здесь все сделано по принципу: «Замах на рубль, удар на пять».

Начиная с карты штутгартского метро, на которой указан Mercedes-Benz park; с указателей, при выходе из подземки, не дающих возможности ни на сантиметр отклониться от курса на пути к треугольнику «заводстадион-музей». Да и самого здания, которое своей удивительной конструкцией «двойной структуры спирали ДНК» датско-голландского авторства могло бы соперничать с авангардной сиднейской оперой.

Это — знаменитый немецкий педантизм во всей красе: каждый сантиметр, занимаемый коллекцией, настолько продуман, что я бы ничуть не удивился, если бы обнаружил отдельный зал, отведенный для коллекции любимых портсигаров великого инженера Готтлиба Даймлера или его пасынка Вильгельма Майбаха. Эти фамилии слышишь, как только футуристического вида капсула отправляет тебя на самый верхний этаж, откуда и начинается вся история компании. Да и не только компании — создатели музея на твоих глазах воссоздают хронологическую летопись важнейших вех прошлого века, в которой многие события никак не связаны с автомобилями.

Каждая стена напоминает разворот учебника истории: 125 лет истории человечества, фрагменты которой методично расположены по спирали этажей. Как бы вы ни начали свое путешествие — с залов «Семи Легенд», в хронологическом порядке иллюстрирующих историю бренда, или с пяти «Коллекционных комнат», демонстрирующих наследие Карла Бенца тематически, вы все равно закончите его у «Серебряных стрел», в месте собрания заездов и рекордов. И с ощущением, что ваш мозг сейчас взорвется от обили цифр и имен – ведь экспонатов в уникальном собрании более полутора тысяч.

Первый из них, как и ожидаешь, отсылает к январю 1886 года, когда Карл Бенц получил патент на трехколесную коляску без рессор и на велосипедных колесах — и в мире появился первый автомобиль. О первых «тест-драйвах» сам создатель вспоминал неохотно: лошадь местного колбасника, испугавшись гула работающего мотора, перевернула повозку с колбасой, и Бенцу пришлось выкупить у него весь товар. Не успеваешь засмотреться на дотошно расставленные первые моторы с печатью Daimler Motoren Gesselschaft, а тебе уже рассказывают про замысел Готтлиба Даймлера о моторизации на земле, на воде и в воздухе, и как он нашел отражение в трехлучевом символе Mercedes (который мускулистые герои кинобоевиков в приступе ярости отламывают с капотов богатеев).

Читайте также:   "Горячий" Ferrari 458 Italia покажут во Франкфурте

Даймлер предстает гениальным изобретателем: первый в мире мотоцикл — еще с деревянными колесами, первый в мире бензиновый катер, названный в честь свояченицы «Марией» и подаренный первому канцлеру германской империи Бисмарку. Первая моторная повозка, на этот раз подаренная инженером жене. Оригинал так и не дожил до наших дней, и на стенде гордо красуется реплика, построенная в 1936 году только в трех экземплярах. Правда, восемь лет назад немцы выпустили еще сотню пронумерованных самоходных колесниц, и одну даже выкатили на Concours d’Elegance.

Не намного больше было построено и Mercedes-Benz 150H: из пяти выпущенных в 1934 году авангардных заднемоторных автомобилей к XXI веку остался всего один. Правда, славу первопроходца заднемоторной компоновки все равно завоевал некогда возглавлявший объединенное конструкторское бюро «Daimler-Benz» Фердинанд Порше, выпустив знаменитый «Жук».

Но в длинной истории Mercedes хватало и других легендарных персонажей: Эмиль Эллинек, консул Австро-Венгерской империи и глава представительства Daimler во Франции, когда-то подаривший всему миру название бренда на века вперед. На своем Reisewagen он с семьей ежегодно отправлялся принимать лечебные ванны под Вену, а потом решил даже участвовать в гонках, чего под собственным именем ему бы сделать не удалось.

На помощь пришла его дочь, а Mercedes Simplex, с задней осью со сдвоенной ошиновкой, 40 лошадиными силами и 80 км/ч максимальной скорости, стал настоящим SLS для своих дней. В музее MercedesBenz его называют «самой старой из сохранившихся по сей день моделей компании».

Бронированный Mercedes-Benz 770K Императора Японии Хирохито, оборудованный специальным устройством типа судового телеграфа, через которое он мог подавать команды водителю, – еще один уникальный экспонат коллекции. Команды высвечивались на особом табло иероглифами: начать движение, ехать медленно, остановиться, повернуть направо, повернуть налево, возвращаться во дворец. Ведь на самого Императора водитель даже боялся взглянуть!

Читайте также:   Porsche 911 GT3 R

Cпециальный «калифорнийский» Mercedes 600, построенный по индивидуальному заказу Арнольда Шварценеггера, позже переданный по просьбе хозяина в музей… Да чего уж там, и сами автомобили уже давно превратились в легенды: джип, спасающий героев в «Парке Юрского периода: затерянный мир», который до сих пор хранит фирменную «защитную» расцветку, белый «гелендваген» Папы Римского со специальным постаментом, возвышающим его над простыми смертными, созданный по случаю специального визита Иоанна Павла II в Германию в 1980.

А уже в мае следующего года, после попытки покушения на Его Святейшество, стекла автомобиля сделали пуленепробиваемым. Lo2000: первый в мире компактвэн с дизельным мотором, созданный с учетом потребностей мелких торговцев 30-х годов. Крылатый SL, вдохновивший создателей музея на отдельный зал автомобилей с дверьми а-ля «взмах крыла чайки» (отчего со стороны они напоминают стаю больших перелетных птиц, неожиданно приземлившуюся посреди музейного зала)…

И, конечно, «Унимог». Этот чудовездеход одним названием намекал, что он пришел, чтобы остаться в истории: ведь «Universal-Motor-Gerät» буквально означает «Универсальное транспортное устройство». Правда, широкой русской душе больше пришлось по душе превращать всесезонные уборщики в эксклюзивные дома на колесах с кроватями, телевизорами, мультимедиа, спутниковыми телефонами и доступом в Интернет через спутниковые модемы…

Свою коллекцию музей собирал, в том числе, с помощью владельцев Mercedes по всему миру — так, один из коллекционных автобусов со звездой на радиаторе, словно расписанный любителем марихуаны с Ямайки, когда-то возил пассажиров в Португалии без малого 40 лет! Правда, еще более интересным оказывается посещение коллекции прототипов Mercedes.

Кто сейчас вспомнит, что в середине 90-х немцы выпустили шоу-кар Research, позволявший обладателю изменять конструкцию кузова в зависимости от своих желаний с легкостью детского конструктора: сегодняуниверсал, завтра — кабриолет? При том, что эта «маленькая революция» была лишь одной из многих во вселенной Mercedes-Benz. На тебя обваливается лавина трехзначных цифр похлеще, чем в музее Porsche: C111, F100, F200, F400, F500… Последний компания даже представила в числе прочих на недавнем автосалоне в Детройте, напоминая в год своего юбилея о своих корнях. Хотя чаще бывает наоборот — прямо со стендов автосалонов модели приезжают на стенды музея, хитроумно расположенные в проемах между этажами.

Читайте также:   Bentley Continental GT Speed

Так здесь впервые появились F800 Style, гибридный шоу-кар ML 450 Hybrid и концептуальный B-Class F-CELL на топливных ячейках. Некоторые изобретения, тогда казавшиеся приспособлениями из фильма «Инопланетное вторжение похитителей тел», теперь уже стали традиционными опциями, вроде систем ночного видения в новом E- или концепция салона «сэндвич» в A-, B- и R-классах.

Когда спускаешься вниз, трудно отделаться от штампов в голове. Это действительно футуристический шедевр, своим размахом затыкающий за пояс большинство международных выставок и современных — и не всегда автомобильных — музеев (обычно принято измерять масштаб количеством футбольных полей — здесь их около 158). Перестаешь удивляться тому, сколько всего немцы ухитрились создать первыми. Перестаешь удивляться тому, что здесь принципиально нет барьеров, закрытых комнат или прямых стен, а все 1800 треугольных окон уникальны и не повторяются.

Даже материал, из которого сделано здание, отсылает к автомобильной конструкции: алюминий и стекло. В известном афоризме говорится: «Ключ к успеху неизвестен, а вот ключ к поражению — пытаться понравиться всем». По прошествии удивительных, странных, захватывающих двух часов кажется, что фирма сделала все, чтобы опровергнуть эту мысль.


Читайте также:

Добавить комментарий