Alhambra, по аналогии с принципом наименования «Сеатов» по названиям городов, получила свое имя в честь архитектурно-паркового ансамбля в Гранаде, который в русской традиции принято называть Альгамбра. Однако название машины, по настоянию российского представительства Seat, транскрибируется как «Альхамбра».
Джипы в России любят. Но зачастую люди покупают себе джипы только по той причине, что это привычно, а не потому, что это действительно оправданно. На самом деле с функциями джипа в разных ситуациях куда лучше справляются «кузены» джипов — минивэны и универсалы, выигрывая и по объему кузова, и по комфорту, и по расходу топлива.
Но дороги, погода и стереотипы мешают этим автомобилям конкурировать с джипами. Если универсалы еще вызывают серьезные баталии среди владельцев авто – что лучше, а что хуже, то минивэны – нечастые гости на наших дорогах.
Попробуем разобраться, почему недооценен этот вид автомобилей среди россиян. И стоит ли так беззаветно поддаваться всеобщей любви к джипам? Да и вообще, что это за «зверь» такой – минивэн? Изначально минивэн – это легковой автомобиль с однообъемной и полукапотной (похожей на микроавтобус) компоновкой кузова.
В некоторых случаях минивэн может быть вовсе бескапотным – вагонного типа, когда капот находится в салоне. Однако такие автомобили редки из-за все возрастающих требований к безопасности. В отличие от микроавтобусов, минивэн – это легковушка класса «В». То есть это автомобиль с количеством пассажирских мест, не более восьми (если учесть водителя, то суммарное количество посадочных мест будет девять).
Более точного определения нет – в минивэны попадают и «малыши» и почти микроавтобусы, поэтому производители придумывают разнообразные подклассы и смежные классы, чтобы выделить свой автомобиль в ряду других.
Основное назначение минивэна – быть семейным автомобилем. Кузов у минивэна всегда выше, чем у других легковушек, что обеспечивает комфортное существование пассажиров. Как раз этим далеко не всегда могут похвастаться джипы, чье первичное предназначение – ездить по плохим дорогам.
Поэтому даже если визуально джип будет одной высоты с минивэном, последний выиграет в объеме внутреннего пространства за счет более низкой посадки. А универсал рядом с минивэном будет просто удлиненной легковушкой, поскольку его основное предназначение – возить больше грузов, чем может обычный автомобиль.
Популярными минивэны стали в 80-х, когда на Парижском автосалоне 1984-го года был представлен Renault Espace. Наибольшую популярность минивэны приобрели в Европе, хотя и Америке они вначале пришлись по душе.
Правда, по мере того, как джипы стали все больше превращаться в «паркетники», теряя отличия от обычных легковушек и сохраняя лишь брутальность, размеры и внешний вид, американцы снова вернулись к старым предпочтениям, в то время как Европа по-прежнему верна своей привязанности.
А вот отечественный автопром минивэны никогда особо не жаловал, предпочитая сразу микроавтобусы – первый минивэн от АвтоВАЗа «Надежда» особой популярности не получил и на рынке не просуществовал. Забавно, что при этом чисто технически одна из самых известных и «долгоиграющих» отечественных машин УАЗ-«буханка» вполне может быть отнесена как раз к минивэнам, а не к микроавтобусам, как ее называет автопроизводитель.
Лишь некоторые версии этого автомобиля попадают в класс автобусов («D» по старой классификации или «М2» по новой), остальные являются обыкновенными легковушками, то есть минивэнами.
Но у кого язык повернется назвать этот автомобиль минивэном, если и микроавтобусом-то ее называют лишь знакомые со спецификой УАЗа люди? Возможно, поэтому как-то так и пошло, что с минивэнами российский потребитель знаком мало: у нас, как и в Америке, в ходу джипы.
Наиболее знакомы с минивэнами россияне, предпочитающие «родной» японский автопром с правым рулем. У себя на родине японские автопроизводители предоставляют достаточно богатый выбор подобных автомобилей, поставляя при этом в Россию более популярные джипы.
И вот, в мир джипов, универсалов, микроавтобусов и японских «праворуких» минивэнов вторгся новичок: испанский представитель немецкого концерна Фольксваген — Seat Alhambra. Посмотрим, какие у него перспективы.
Как уже говорилось, у минивэнов есть целый ряд проблем с идентификацией принадлежности к классу. Визуально минивэны страдают излишней схожестью и с микроавтобусами, и с джипами. Вроде бы и джип, но дорожный просвет не очень, да и двери чаще всего при этом открываются по-другому. А вроде бы это и микроавтобус, но мелковатый.
Некоторым автопроизводителям удается «обыграть» этот момент удачно, а некоторым не очень. Сеату попытка удалась: Alhambra красив и элегантен, хотя минивэн в нем опознавали далеко не все и не сразу. Alhambra нынешнего поколения продается в Европе аж с 2011 г., так что новинка это только для России.
Любопытная получается ситуация в семье Volkswagen: минивэн VW Sharan с российского рынка после не сильно впечатляющих продаж первого поколения убрали, а тут решили поставлять его в третьем поколении, но только в виде копии под испанским брендом Seat, чьи машины и так покупают еле-еле.
Глава российского представительства марки Роман Кузьмин объясняет так: ниша минивэнов у нас мала, а заполнить сегмент чем-то надо. Мол, великому «Фольксвагену» с его огромными продажами неловко соглашаться на скромные показатели, а Seat не зазорно реализовывать по 400 минивэнов в год.
Главное, что немецкий конкурент для Ford Galaxy, который, к слову, начинался как часть общего проекта Volkswagen и Ford по созданию крупных минивэнов, в портфеле все-таки имеется. Да и «Сеату» скромный модельный ряд не мешает пополнить.
Российские покупатели за «Альхамброй» в очереди и правда стоять не будут — как и за любым другим большим, не лишенным роскоши минивэном стоимостью более миллиона рублей. Большинству не нужно на каждый день столько простора и, соответственно, габаритов. Тем более, что за эти деньги можно присмотреть кроссовер, пусть он будет теснее и проще…
А цена Alhambra и вовсе начинается с 1 391 000 рублей. Спереди и сзади Seat Alhambra выглядит скорее как высокая массивная легковушка, не лишенная при этом изрядной доли элегантности. Но массивность и высота кузова заставляют людей сомневаться в том, что они видят.
А вот сбоку минивэн Альгамбра уже совершенно непохож на джип. Удлиненные аристократические формы, сдвижные двери – в общем, ничего общего с брутальными кроссоверами. Alhambra – не только высокий автомобиль, он еще широкий и длинный.
Габариты Seat Alhambra внушительны: длина автомобиля — 4854 мм, ширина – 1904 мм (с зеркалами 2081 мм). Длина колесной базы при этом почти три метра – 2919 мм. Так что даже несмотря на очень хорошую маневренность, передвижения в узких местах – дело не для слабонервных.
Из-за внушительных габаритов привыкание к автомобилю трудное. Не облегчает ситуацию скошенный вниз капот и длинная приборная панель: даже если сильно захотеть, край капота не увидишь. В результате особенно тяжело привыкнуть к правому краю.
Помимо этого форма кузова такова, что не очень четко понятно, где заканчивается автомобиль – несмотря на внушительного размера зеркала, в них много мертвых зон. Если в каменных джунглях города Seat Alhambra себя чувствует не очень уютно и требует умелого водителя, то на трассе он вырывается на свободу.
Длинная колесная база и массивность (1838 кг только снаряженной массы) обеспечивают Альгамбре отличную устойчивость на дороге, превращая его в идеальный автомобиль для дальних путешествий.
Длинный кузов Seat Alhambra имеет очень высокую прочность на скручивание, подвеска шикарно отрабатывает неровности и колейность. Когда идешь по трассе, возникает полное ощущение, что едешь по железной дороге: машина стоит словно влитая, а легкий перестук колес на ямах и колдобинах напоминает стук колес поезда.
Внутри Seat Alhambra – классический представитель концерна Volkswagen. Отлично организованное переднее пространство, просторное, удобное, с большим набором приятных мелочей. Схожей компоновкой может похвастаться Volkswagen Amarok.
В отличие от Seat Ibiza, Альгамбра – образец выдержанности. Тут нет никаких намеков на испанскую эмоциональность – она вся превратилась в элегантность. В Альгамбре нормальная разнумеровка спидометра, размер шрифта всех надписей и указателей подобран хорошо.
Богатый набор регулировок сидений позволяет чувствовать себя комфортно водителю и пассажирам, удобные и достаточно универсальные кресла подходят как небольшим, так и крупным людям, а полный спектр регулировок руля позволяет подобрать идеальную посадку. Хотя надо признать, что подбор удобного положения – дело не самое простое из-за не очень понятной схемы рычагов.
Когда едешь ночью, еще раз хочется поблагодарить Seat за подсветку подрулевых лепестков. Особенно это доставляет удовольствие, когда садишься за руль впервые ночью, да еще в обстановке спешки. Сразу видно, где расположены лепестки, какой за что отвечает и как отключить ручной режим, если тот включился случайно.
Есть подстаканники, ниши, бардачки, подлокотники. В нишу для мобильных устройств свободно помещаются не только обычные телефоны, но и большие коммуникаторы. При этом порты мультимедиа и прикуриватели расположены так, что провода не мешаются ни водителю, ни пассажиру.
Красные светодиоды в потолке подсвечивают мягким светом центральную консоль, поэтому для поиска предметов не нужно включать общую подсветку. Хотя и тут можно похвалить Альгамбру: благодаря простору и продуманной подсветке штурманского места пассажир может не отрываясь читать хоть Толстого, не мешая при этом водителю. А вот подсветки бардачка подлокотника немного не хватает – в глубоком отсеке ночью трудно найти необходимые предметы без включения общего освещения.
«Складывая спинки сидений по отдельности, можно получить 32 варианта компоновки салона. 64, если учитывать переднее пассажирское сиденье. Вполне достаточно для размещения людей и багажа», — рекламирует свой автомобиль автопроизводитель.
Это действительно так, салон-трансформер Альгамбры позволяет очень гибко подойти к вопросам перевозки пассажиров и груза, а получающийся ровный пол действительно ровный.
Каждое сидение можно складывать индивидуально, в разных вариантах и форматах. В результате можно получить идеальную машину для дальних путешествий в большой компании. Но прежде чем вы с легкостью будете это реализовывать, вам предстоит мучительное запоминание, что и как можно и нужно сложить.
Каждое сидение раскладывается по отдельности, поэтому можно не только играть в тетрис с грузом, но и легко вздремнуть в дороге, если надо подождать: поперек вполне может разместиться человек ростом до 175 см. Хотя ему и придется подогнуть ноги, пару часиков так подремать вполне можно. И это окажется намного удобнее, чем спать сидя в кресле.
Особенно неудобно это делать в Альгамбре на штурманском месте — у кресла есть ограничитель на откидывание назад, и полулежачего положения в нем достичь невозможно. Помимо того, что сидения раскладываются, они еще отъезжают, «привстают» и «кланяются». Так что не убирайте далеко инструкцию к машине – она серьезно облегчает эксперименты с петельками и рычажками на креслах.
Единственный жирный минус всей этой сказочной феерии трансформации салона – отсутствие места для запасного колеса. Семиместный Seat Alhambra не имеет «запаски» вообще, даже в формате «докатки». Так что беречь резину тут надо с удвоенной энергией.
Seat Alhambra с двигателем 2,0 TSI на 200 л.с. радует приятной динамичностью: тяжелый минивэн легко ускоряется и позволяет себя чувствовать очень комфортно на обгонах. Но к динамике автомобиля надо привыкать. Машина действительно очень тяжелая (1838 кг снаряженной массы), и обладает большой инерцией.
Мощности двигателя хватает с лихвой, но поведение автомобиля специфично, заметно отличаясь от обычной легковушки. Например, если ехать экономично и жать на педаль газа нежно, то машина в режиме «драйв» кажется вяловатой.
Это связано с тем, что режим обычного вождения D «заточен» под экономичную езду – повышенные передачи держатся максимально долго, а обороты при этом максимально низкие. Так, шестая передача может быть и на 50 км/ч. При движении в горку тоже приходится поддавать газу, иначе машина заметно «чахнет». Но как только поддашь газу, машина сразу же «выстреливает» — коробка DSG6 отзывчива к желаниям повелителя.
Однако чтобы приноровиться, нужно время. На время привыкания есть режим спорт и подрулевые лепестки ручного режима. Правда, ими перестаешь «баловаться» после подсчета расхода топлива на первой же заправке – цена спортивной динамичности тут высока.
Расход топлива у Seat Alhambra не маленький, но и не пугающий для такой большой машины. Производитель указывает данные достаточно точно: для города 11,5 л на 100 км, для смешанного цикла – 8,5, на трассе — 6,7 л. Лукавство в этих данных небольшое. Достичь заявленного расхода по трассе можно только на равнине – если есть горки, расход будет побольше, но удержаться в пределах 9,5 – 9,8 л на 100 км можно легко.
В городе в серьезных пробках расход топлива растет существенно – можно добраться и до 17 л/100 км, но в среднем заявленные данные близки к реальной ситуации. Конечно, расход бензина сильно зависит от манеры езды и сложности пробок.
Машина опционально может порадовать безупречной системой слежения за дорожными знаками, удобным в использовании круиз-контролем, системами слежения за усталостью водителя и удержания в полосе, а также «автопарковщиком». Последний поразил не на шутку: заметив место и получив от водителя добро на парковку (включением задней передачи), машина, если не придерживать ее тормозом, так стремительно заезжает в нишу, что становится страшно.
Хорошо, что «автопарковщик» за счет 12 сенсоров по всему периметру безошибочно справляется с 4,8-метровым минивэном и способен угадать место даже между деревьями, а камера заднего вида передает картинку не хуже телевизора.
Система может поставить машину как параллельно, так и перпендикулярно дороге, что для минивэна достижение. В первом случае она работает на скоростях свыше 40 км/ч, на которых многие конкуренты сдаются, а во втором — до 30 км в час. Это по паспорту — в реальных условиях «автопарковщик» не отключался и на 50 км в час.
Система удержания в полосе работает на совесть, уверенно уводя в сторону от нарисованных линий поворотом руля, если не сработал поворотник, и включая предупреждающий зуммер. Но постоянно ехать с ней не хочется — на руле ощущается какая-то самостоятельная воля, мешающая чувствовать автомобиль.
В обычном режиме информативность электромеханического рулевого управления чувствительна, как интуиция экстрасенса, и красиво заправлять в изгиб серпантина этот «титаник» с независимой задней «многорыжачкой» — удовольствие не хуже, чем на Passat, на платформе которого он и построен. «Айсберги», нарушающие гладкость дорожного полотна, тоже не помеха, амортизаторы мягко гасят в своих гидравлических недрах отдачу от трещин и неровностей.
Так и можно было бы играть на виражах в водителя какого-нибудь Seat Leon, если бы не большая колесная база «Альхамбры»: на прямой она позволяет удачно балансировать между устойчивостью и высоким кузовом, почти побеждая парусность, а в траектории быстрого поворота не всегда умещается, из-за чего заднюю часть минивэна немного сносит.
Тестовый минивэн Альгамбра имел штатную мультимедийную систему – это «Технологический пакет №2», в который входит интерфейс Bluetooth, медиасистема SEAT 2.2 с навигацией, задняя камера с оптической парковочной системой. В целом, система стандартна для концерна Фольксваген. Она достаточно удобна, но местами «сыровата».
Подключение телефона к мультимедийной системе несколько непрозрачно, но возникающие проблемы решаемы после некоторых усилий. Работа с телефонной книгой сделана на слабую четверочку – так, поиск по контактам организован таким образом, что выдается только первый контакт из списка похожих.
В результате, если фамилии отличаются одной буквой (а для России это норма для женских и мужских фамилий), приходится набирать целиком фамилию. Иначе вызвать контакт нельзя. Работа мультимедиа нормальная, но в некоторых случаях наблюдаются «косяки». Так, если музыка с Windows 8 воспроизводилась нормально, то Symbian от Nokia системой не воспринимался – музыку заставить заиграть не удалось.
Музыкальная подготовка в Seat Alhambra неплоха, но без особых изысков. Немного «хромает» распределение звука: для такого объема машины не хватает предложенных динамиков. Так что любителям аудиоподготовки будет над чем поработать.
Все задние двери у Seat Alhambra на электроприводе. Казалось бы – одно сплошное удовольствие. Но в российских условиях это чревато тем, что электропривод боковых дверей может выйти из строя из-за налипшего на салазках льда и снега – двери-то скользящие.
Семейный семиместный минивэн Seat Alhambra – достойная альтернатива огромным джипам, не говоря уже об универсалах. Вменяемый расход топлива, отличная управляемость и устойчивость на дороге, хорошая динамичность, высокий уровень комфорта. Да, к машине нужно будет привыкать, но с электронными помощниками сделать это будет не так уж и сложно.
Богатые возможности трансформации салона делают Seat Alhambra действительно универсальным – и семейство возить можно, и вещи, и спортивное снаряжение. И просто путешествовать в автомобиле можно – просторный салон с ровным полом позволяет даже спать в машине с комфортом.
Но основное применение для него – хорошие дороги и хорошая погода. А когда все вокруг плохо – зима, холода, грязь – уровень комфорта автомобиля существенно снижается из-за быстрого загрязнения стекол, фар и зеркал, и недостатков в системе их очистки. Помимо этого неспокойно себя чувствуешь из-за отсутствия запасного колеса.
Читайте также:
- Seat Alhambra
- Renault Logan 2020 года: особенности характеристик
- Новый ŠKODA RAPID 2020 года
- Renault Premium: надежная машина для транспортировки грузов
- Volvo S60 2020 года
- Захватывающая динамика нового Audi А3