Изобретая в 1994 году класс компактных кроссоверов, сотрудники Toyota и сами не знали, что нашли золотую жилу. Рынок легких внедорожников растет из года в год, обеспечивая устойчивую популярность пионеру класса RAV4: за 20 лет удалось продать около 4,5 миллиона машин.
В России, где «Тойоту» традиционно обожают, модель третьего поколения даже в «предпенсионном» возрасте пользовалась хорошим спросом – в 2012 году кроссовер купили 27 тысяч человек. А с 2013-го года на прилавках появилась машина четвертого поколения: новая внешность, другой интерьер, специальная комплектация для России и – впервые – турбодизель.
Сложно объяснить, почему, но поколение № 4 чем-то напоминает именно первый «РАВ» — не внешностью, но какой-то свежестью, вдохновляющей остротой и выразительностью линий. Не секрет, что второе и третье поколения кроссовера Toyota RAV4 отличались весьма сдержанным обликом, во многом универсальным по стилю.
Это, безусловно, было следствием маркетинговой политики – понравиться многим, не раздражать экзотичностью. Второе однозначно удалось, но часть поклонников модели посчитали предыдущие реинкарнации скучноватыми.
Но с четвертым вариантом все в порядке – едва засветившись на автосалоне в Лос-Анджелесе, он сразу же вызвал бурю откликов и обсуждений. Если третий RAV4 брал респектабельностью, то четвертый блистает спортивными формами и волевыми акцентами.
В новом RAV4 2014 японцы ушли от расплывчатых линий, придав кроссоверу больше здоровой агрессии: широкая радиаторная решетка уступила место узкой и более «злой»; сузились и фары, теперь их подчеркивают полоски дневных ходовых огней; твердые мускулы подштамповок под оконной линией и выраженные углы переднего бампера заметно бодрят кроссовер.
Если углубиться в анализ, в облике Toyota RAV4 2014 можно найти родственные черты и от современных Auris и Verso, где также использованы дизайнерские приемы «акцент на нижней части» (Under Priority) и «острый взгляд» (Keen Look); присутствуют стилевые решения от Camry и Yaris.
Однако, несмотря на семейственность, RAV4 2014 не выглядит просто «лифтованным клоном» тойотовских седанов – это вполне самостоятельный по харизме автомобиль. Как и первое поколение RAV4, новый кроссовер полон решимости отвоевать отчасти утраченные было позиции лидера в классе и вновь стать первым.
В 1994-м году машине с четверкой в названии это удалось, удастся ли четвертому поколению RAV4? Как и в двух предыдущих поколениях, нынешний RAV4 2014 вряд ли станет эталоном дизайна.
Зато в интерьере – настоящая революция. Двухэтажная тема передней панели, впервые появившаяся на Toyota RAV4 прошлого поколения, получила изощренное развитие. Хитрый дизайнерский изгиб центрального тоннеля, пластик хорошего качества, отделка кожей и вставками под «карбон».
Новый кроссовер Toyota RAV4 2014 внутри выглядит настолько богаче своего предшественника, что невольно на ум приходят ассоциации с люксовым брендом Lexus. Эти ассоциации, впрочем, очень кстати: по статистике, более половины владельцев Toyota RAV4 в качестве нового автомобиля выбирают именно Lexus или, на худой конец, еще одну «Тойоту».
Тем, кто тяготеет к «Лексусу», но пока накопил лишь на RAV4, жаловаться на бедность комплектации точно не придется. Россия стала единственной европейской страной, для которой Toyota подготовила версию с двигателем 2.5, шестиступенчатым «автоматом» и полным приводом.
К нам такая машина поставляется только в «топовых» комплектациях «Элеганс Плюс» и «Престиж Плюс» – уже в первой из них доступны кожаные кресла (водительское – с электрорегулировками), ксенон, двухзонный климат-контроль, система доступа в автомобиль и старта двигателя без ключа и электропривод двери багажника.
В версии «Престиж Плюс» добавляются системы мониторинга слепых зон, автоматического переключения с дальнего света на ближний и оповещения о смене полосы движения. Но мультимедийная система с навигацией и голосовым управлением – Toyota Touch & Go Plus – даже здесь возможна только как опция.
Приборная панель новой Toyota RAV4 2014 немного отдает «мультяшностью». Все место справа отдано под скромный топливомер. На машинах с «механикой» слева располагается подсказчик переключений (shift-lamp).
6,1-дюймовый TFT экран с камерой заднего вида не устанавливается только в самых простых комплектациях «Стандарт» и «Стандарт Плюс», как и двухзонный климат-контроль. А вот систему бесключевого доступа и возможность заводить двигатель кнопкой получают только владельцы RAV4 от версии «Элеганс» и выше.
Внизу центральной консоли в легкодоступном углублении расположена кнопка Sport, включающая спортивный режим (на версиях с «автоматом» рядом есть еще и кнопка Eco), клавиши двухпозиционного подогрева сидений, входы AUX и USB, а также две 12-вольтовые розетки. Опционально автомобили с «автоматом» могут оснащаться подрулевыми «лепестками».
Слева от руля, рядом с кнопкой открывания багажника, расположена клавиша блокировки межколесной муфты, которая позволяет распределить крутящий момент в пропорции 50:50 на скоростях до 40 километров в час. Электропривод регулировки водительского сиденья устанавливается на все Toyota RAV4 2014, начиная с версии «Элеганс».
Линейка моторов нового RAV4 включает три вполне современных силовых агрегата – два бензиновых, двухлитровый 150-сильный 3ZR-FE и 2.5-литровый 180-сильный 2AR-FE, также ставящийся на Camry.
Третий же мотор — совершенно новый дизель модели 2AD-FTV объёмом 2,2 л. Вообще, это очень правильная и позитивная тенденция – все шире поставлять на российский рынок дизельные варианты популярных автомобилей.
Еще больше RAV4 2014 удивляет на дорогах. Стоп, а это вообще Toyota? Машина легко управляется и практически не кренится даже на самых лихих серпантинах. Руль с электроусилителем – более чем адекватный.
Конструктивно RAV4 2014 остался таким же – у него стойки МакФерсон спереди и двойные поперечные рычаги сзади – но его подвеска была серьезно перенастроена. Амортизаторы и пружины стали жестче, увеличился диаметр стабилизаторов и жесткость их креплений. При этом настройки для версий с разными моторами различаются. Например, российская модификация 2.5 сделана, по заверениям японцев, более комфортабельной. Но что-то не заметно!
По сравнению с машиной предыдущего поколения новая Toyota RAV4 2014 с большим вниманием относится к дорожным стыкам и неровностям, а на лежачих полицейских подвеска отрабатывает на отбой до ограничителей и с характерным неприятным стуком. Адекватная ли это жертва в пользу улучшенной управляемости? Готовы ли российские покупатели, которые всегда ценили Toyota прежде всего за уровень комфорта, пожертвовать им в угоду «драйверским» качествам? Не факт.
Вряд ли оценят наши соотечественники и висящую всего в 170 миллиметрах от земли, ничем не защищенную приемную трубу выпускного коллектора. Это одна из особенностей «версии для России» – у других модификаций клиренс составляет достойные 197 миллиметров.
Причина в специфической компоновке двигателя 2.5, но едва ли это сможет служить утешением на бездорожье. Есть и еще один аргумент, который выступает, как ни странно, против «российской» модификации – расход топлива.
Даже в рафинированных европейских условиях бортовой компьютер редко показывает меньше 13 литров на «сотню». В Москве эти цифры легко превращаются в 15-16 литров. Для компактного кроссовера – многовато. Такой аппетит можно было бы простить за ураганную динамику, но ее нет!
Развиваемые двигателем 2.5 180 сил и 230 Нм – не те показатели, которые без труда позволяют разобраться с соседями по светофору. Нажатая клавиша Sport немного обостряет реакции на газ и заставляет «автомат» работать пошустрее, но принципиально поведение автомобиля не меняется. А ведь «российский» RAV4 2014 – самый быстрый автомобиль из возможных.
Может быть, лучше выбрать что-то более экономичное, но в то же время с достаточным запасом тяги? Тяги у турбодизеля, конечно, больше, чем у бензинового двигателя 2.5, но по динамике до сотни дизельный автомобиль проигрывает RAV4 2.5 полсекунды («бензин» все же на 30 лошадиных сил мощнее).
В середине рабочего диапазона мотора кроссовер с турбодизелем едет довольно напористо, но к «верхам» скисает: выкручивать мотор до упора смысла нет. Даже спортивный режим трансмиссии не приносит качественных изменений. «Автомат» хоть и держит передачу дольше, но в повороте часто выбирает слишком высокую ступень, и нормального разгона на выходе не случается.
Ситуацию немного исправляют подрулевые лепестки. Переключения с их помощью происходят быстро и четко. Но эта опция почему-то доступна только европейцам. Еще один минус данной модификации: недостаточная поворачиваемость в крутых поворотах: ее уровень на турбодизельной версии еще выше, чем на бензиновой с мотором 2.5.
Борьбу со сносом призвана вести новая интегрированная система «динамического управления». Подключать заднюю ось (до 50 процентов момента) на старте, отключать полный привод на торможении и блокировать муфту в пропорции 50:50 при нажатии специальной клавиши эта система умела и раньше.
Теперь же – при нажатии кнопки Sport – добавилась функция управления тягой в повороте. Она передает 10 процентов крутящего момента на заднюю ось на входе в поворот и затем может увеличить момент на задних колесах до 50 процентов.
На бумаге все понятно и логично. Но на практике RAV4 все равно раз за разом «мажет» мимо поворота. Но оказалось, что для борьбы со сносом вовсе не нужно придумывать хитрых электронных систем. Нужно просто нормально сбалансировать автомобиль. И подтвердила это самая простая модификация – с двухлитровым 150-сильным двигателем и механической трансмиссией.
Настройки подвески и управляемости двухлитровой версии – идеал для кроссовера Toyota RAV4 2014! Ужесточений подвески, проведенных в ходе превращения третьего поколения RAV4 в четвертое, здесь как будто и не заметно вовсе. Это по-прежнему старая-добрая «Тойота» – достаточно комфортная, почти не замечающая неровности, плавно отрабатывающая стыки.
И эта комфортабельность совсем не идет в разрез с управляемостью. Более того, самая доступная двухлитровая модификация – теперь еще и самая драйверская! Сносов, характерных для более тяжелых версий, здесь почти нет. Поворачиваемость – гораздо более нейтральна, а в поворотах автомобиль прогнозируемо скользит всеми четырьмя колесами.
Заметим, что нынешний RAV4 длиннее предшественника на 125 мм (4570 мм), ниже на 15 мм (1670 мм) и шире на 30 мм (1845 мм). Ощутимо выросла колесная база — на целых 100 мм (2660 мм). Благодаря этому, а также более тонким спинкам передних сидений пространство для задних пассажиров увеличилось до 970 мм. Говорят, это лучший в классе показатель.
Пока же сложилось странное ощущение: каждая модификация RAV4 хороша по-своему, но однозначно рекомендовать ту или иную версию нельзя. Эх, вот бы взять от каждой версии лучшее – мощность мотора 2.5, тягу и экономичность турбодизеля и настройки подвесок и рулевого управления от двухлитровой модификации – тогда бы получился идеальный кроссовер Toyota RAV4. Причем не только для России, а вообще.
Мы же можем с определенностью сказать: новый кроссовер Toyota RAV4 2014 на 100 % соответствует той самой исторической расшифровке своей аббревиатуры: Recreational Active Vehicle with 4WD. Иными словами, это комфортный полноприводный автомобиль для активного времяпровождения.
Читайте также:
- Кроссовер Toyota RAV4 2016
- В США Toyota RAV4 стоит дешевле чем в Европе
- Новую Toyota RAV4 представили в Лос-Анджелесе
- Электрический внедорожник Toyota RAV4 EV
- Новая Toyota Corolla 2019-2020
- Тойота Супра 2019 года
- Тойота Кроун 2018-2019 года
- Mitsubishi Outlander 2018-2019
- Honda CR-V 2017-2018 (5-поколение)